В этой статье мы хотели бы поделиться информацией по внутрипараллелевой дифференциации, которая функционирует в школе NGS. Статью подготовила кандидат педагогических наук, заместитель директора по учебно-воспитательной работе средних и старших классов Назарилиева Зина Сулейменовна.
Известно, что все дети наделены способностями. Но даже в одной семье дети демонстрируют разные профильные способности в зависимости от типа характера, уровня и темпа развития личности, особенностей темперамента, мышления, памяти. При традиционной организации обучения учитель не может равняться на всех одновременно. И он вынужден вести обучение применительно к среднему уровню – к среднему развитию, средней подготовленности, средней успеваемости – иначе говоря, он строит обучение, ориентируясь на среднего ученика. Это неизбежно приводит к тому, что сильные ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, которое не требует от них умственного напряжения. В условиях дифференциации проявляется отношение к каждому ученику как к уникальной, неповторимой личности.
Поэтому, нами была поставлена задача: создать оптимальные педагогические условия для включения каждого учащегося в деятельность, соответствующую его зоне ближайшего развития. Уровневая дифференциация предусматривает деление на подвижные по составу группы.
В начале учебного года для определения уровня сформированности общеучебных умений и навыков по определенным предметам было проведено входное оценивание.
По результатам оценивания в школе организовано обучение:
1. По предмету «Математика» дифференциация для учащихся 2-10 классов по трем уровням:
- стандартная;
- повышенная;
- углубленная.
2. По предметам «Английский язык», «Казахский язык» дифференциация для учащихся 1-10 классов по трем уровням:
- стандартная;
- повышенная;
- углубленная.
3. По предмету «Физика» дифференциация для учащихся 8-9 классов по двум уровням:
- стандартная;
- углубленная.
4. По предмету «Русский язык и литература» дифференциация для учащихся 10-х классов по уровням:
- стандартная;
- повышенная.
5. Также организована дифференциация по интересам для учащихся 7-10 классов по предмету «Физическая культура» на основании заявления родителей:
- футбол;
- волейбол;
- фитнес;
- плавание.
Дифференцированное обучение предусматривает:
- полное усвоение базового компонента (не ниже госстандарта);
- стимулирование мотивации и поддержку познавательной деятельности учащегося в его зоне ближайшего развития;
- опережающее обучение в углубленной группе;
- возможность движения учащегося с одного уровня на другой.
Последовательное продвижение учащихся по уровням усвоения должно осуществляться в индивидуальном для каждого ученика порядке, с учетом его темпа усвоения материала и результатов СОЧ. Перевод учащегося с одного уровня на другой будет осуществляться по итогам СОЧ первой и второй четвертей. Во втором полугодии (третьей-четвертой четвертях) учащиеся обучаются стабильно в группах, установленных по итогам второй четверти. По итогам года (СОЧ 4-й четверти) учащиеся распределяются в уровневые группы на следующий учебный год.