preloader
Школа Нового Поколения NGS
действующая на основании
Лицензии Министерства Образования
г. Алматы, Ерменсай 2, здание 2, +7 (775) 243 5544, +7 (775) 242 5544
Теория поколений от «ИКС» до «ЗЕТ»

Конфликт поколений – тема извечная, но сегодня она популярна как никогда. Масс-медиа пестрят новыми терминами – Иксы, бэби-бумеры, Z-gen, i-Поколение. В соцсетях активно обсуждают отличия психологии Миллениалов и Хоумлендеров. Да и сами мы, сотрудники школы NGS и по совместительству родители, зачастую ссылаемся на теорию поколений, когда говорим о новом подходе к образованию.

Теория поколений

Что это за теория и чем она полезна родителям и учителям

Теорию поколений разработали американские историки Уильям Штраус и Нил Хоув. Их первая книга «Поколения» 1991 года описывала историю США через серию поколений. Позднее авторы заметили в смене поколений закономерность и выдвинули глобальную теорию, которая обрела популярность далеко за пределами Штатов.

Согласно этой теории, в нашей истории повторяются циклы, каждый из которых состоит из четырех архетипов поколений. Что имеется в виду под «поколением»? Это группа людей, рожденных в промежуток времени длиной примерно в 22 года. В силу того, что представители одного поколения переживают определенные исторические события в одинаковом возрасте, у них формируются схожие убеждения и поведенческие характеристики, которые проанализировали и обобщили американские ученые.

Теория Штрауса-Хоува проста, оперирует понятными образами и позволяет предсказать поведение широких масс людей. HR-специалисты основывают на ней стратегии по найму. Маркетологи создают рекламные кампании, пользуясь поколенческими характеристиками. Немало научных статей было написано о том, как найти общий язык родителям и детям, учителям и ученикам как представителями разных поколений. Но прежде чем извлекать из этой теории выгоду, давайте разберём всё по полочкам.

Что формирует поколения

Идея Штрауса и Хоува состоит в том, что существует прямая зависимость между историческими событиями и поведенческими моделями поколений. Войны, революции, экономические кризисы, эпидемии или, наоборот, научные открытия и периоды процветания формируют поколения в детстве и молодости. Повзрослев, эти люди становятся двигателями истории, а в преклонном возрасте уступают дорогу своим потомкам.

В рамках этой теории история цивилизаций состоит из череды кризисов и пробуждений, сменяющих друг друга. Цикл длится примерно 80 лет – это примерно одна человеческая жизнь. В разном возрасте каждый человек застает следующие стадии, которые адепты теории поколений сравнивают с временами года: Зима (кризис) – Весна (расцвет) – Лето (стабильность) – Осень (увядание). Во время кризисов люди стремятся установить в обществе строгий порядок, чтобы противостоять опасности. Во время пробуждения на первый план выходит индивидуализм, который пытается разрушить жесткие рамки и провозгласить новые духовные ценности.

Каковы типы поколений

Архетип поколения зависит от того, в какой стадии находится общество на момент формирования личности человека. Всего этих типов 4.

Пророки рождаются в период пробуждения (Весна). Они оптимистичны и нацелены на создание светлого будущего. Их дети, родившиеся в период стабильности (Лето) – это странники, протестующие против культуры потребления и ищущие новые идеалы. Следующее поколение – герои, уверенные и активные борцы, отстаивающие существующие ценности. Они рождаются в период увядания общества (Осень). На смену героям приходят художники. Они рождаются во время кризиса, поэтому им приходится быть гибкими и приспосабливаться к бытующей системе. 

Кто же такие Иксы, Игреки и Зет  

Проще говоря, это мы и наши дети. Какими же чертами, интересными для родителей и педагогов NGS, обладают эти поколения? Давайте разбираться!

Поколение X (1961-1981) – странники. Другие названия: Иксеры, Поколение 13, Неизвестное поколение. Это живые свидетели эры до интернета:) Их детство прошло при Советском союзе, а период холодной войны, война в Афганистане сделали этих людей индивидуалистами и реакционерами.

Основная отличительная черта – самостоятельность. Их называли «дети с ключом на шее»: сами приходили домой, сами готовили есть, сами гуляли. Этим детям досталось мало родительского тепла и опеки, зато много подарков. Поэтому, повзрослев, они выросли и стали массовыми потребителями.

Типичные характеристики: грамотность, глобальная информированность, высокий IQ, надежда только на себя, прагматизм, способность выживать в критических ситуациях, любознательность, упорный трудоголизм и неиссякаемый запас терпения.

Поколение Y (1982-2004) – герои. Другие названия: Миллениалы, поколение «некст», «сетевое» поколение, эхо-бумеры. Они в детстве застали Чернобыльскую аварию, распад СССР, теракты и вооруженные конфликты, дефолт – и это, как ни странно, сделало их оптимистичными, общительными, ответственными и уверенными в себе.

Особое влияние на Миллениалов оказало развитие информационных технологий и тотальная доступность информации, в том числе музыки, фильмов и книг, а так же возможность общаться с людьми из любого уголка земли. Их отличительная черта – стремление к самореализации. В работе и обучении представителям поколения Y важен гибкий график и креативность.

Поколение Z (2005 - …) – художники. Другие названия: Поколение ЯЯЯ, Net Generation, i-Поколение, Generation M (от слова «многозадачность»), Домоседы, Новое молчаливое поколение, Поколение инноваторов. События, повлиявшие на это поколение: мировой финансово-экономический кризис, Веб 2.0 и развитие мобильных технологий.

Принципиальное свойство Поколения Z – технологии у него в крови. Ключевой во всей этой истории термин – Digital Natives. В цифровом мире они «сами местные». Поколение Z развивается в чатах, форумах, комьюнити. Они вроде бы вместе, но каждый в своем гаджете, каждый у себя дома. Семья для них — самое безопасное место на земле.

Этим детям свойственна высокая социальная активность и необходимость постоянно обмениваться информацией. Они независимы в суждениях и не любят жестких правил. Поколение Z живет играючи и не признает авторитетов, предпочитая общаться на равных.

Образование будущего

Не так давно учителя работали с учениками поколения Х, которые ценят индивидуализм и самостоятельность. Они легко принимали пассивный метод обучения, самостоятельную работу, что определённым образом повлияло на методологию образования. Новому поколению учеников необходимы перемены и новые интерактивные формы обучения.

Учитывая склонность представителей Y и Z к использованию технических новшеств, целесообразно включать в учебный процесс коллективные формы обучения и инновационное оборудование. Важно и то, что учителей новые ученики воспринимают не как лидеров, а как партнёров.  Поэтому в процесс обучения NGS мы включили такие формы, как круглый стол (дискуссия), брейншторм, мастер-класс, case-study и мультимедийные презентации. «Активное» обучение позволяет постоянно вносить новизну, удерживать внимание ученика на предмете и эффективно приобретать новые навыки, а новые технологии позволяют сделать материал более ярким и облегчают запоминаемость.

Стоит ли верить теории поколений

Любая возможность классифицировать людей привлекательна. Кому бы ни хотелось «прочитать» характер человека, прикинув даже не год, а десятилетие рождения? Однако теория поколений, хоть и помогает лучше понять родных и близких, является лишь упрощенным взглядом на отношения истории, общества и личности. Стоит помнить, что любой ребёнок (да и родитель) – это прежде всего индивидуальность. И это не теория, а наша аксиома.

Ранее на эту тему