НАВЫКИ И КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ВЫПУСКНИКА
Ключевые требования современного рынка труда претерпевают коренные изменения. В их списке профессиональные компетенции соискателя дополнены новыми критериями. Динамичный мир видит больше нужды в тех, кто умеет решать жизненные задачи и работать с другими людьми.
NGS проанализировал авторитетные источники, такие как Partnership for 21st Century Skills, рейтинг QS 2019 Global Skills Report, ряд других международных исследований и вывел ТОП 5 самых востребованных и важных компетенций для нового поколения. Для этих навыков популярно общее определение - soft skills (гибкие навыки).
ЗАЧЕМ ЭТИ НАВЫКИ СТАЛИ НУЖНЫ НАШИМ ДЕТЯМ?
Познавательные способности каждого ребенка безграничны. Его пытливый и живой ум способен усваивать огромные объемы информации. Чем дети активно занимаются по мере своего взросления. До последних лет блестящие перспективы определялись наличием тяжеловесного академического бэкграунда и узкопрофессиональных компетенций. Поэтому львиная доля внимания в развитии уделялась освоению школьной программы и связанным с ней образовательным материалом.
Ныне взгляды на успешность человека определяют еще и надпрофессиональные навыки, которыми он обзавелся в процессе обучения. Выпускник, который накопил хорошие коммуникативные компетенции, овладел самоорганизацией и эмоциональной устойчивостью, полностью готов к вызовам современного мира. Соответственно, нужно внимательно относится к развитию личности ребенка уже с самых ранних лет. Вопреки стереотипному представлению об природном (генетическом происхождении) навыков soft skills, развить их можно любому и закладываются эти компетенции уже с детства.
ТОП – 5 КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА NGS
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ как способность решать возникшие задачи, выходя за пределы стандартного способа.
НАВЫКИ КОММУНИКАЦИИ как умение вести конструктивный диалог, доносить свои мысли собеседнику, а также способность правильно налаживать контакт с разными людьми.
КОЛЛАБОРАЦИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВО как умение взаимодействовать в команде, коллективно сотрудничать, распределять работу между участниками и организовать выполнение отдельных задач.
КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ как способность нестандартно мыслить и генерировать идеи, находить альтернативные способы решения задач
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ как умение фильтровать большой поток информации, извлекать нужные данные, обрабатывать, интерпретировать и анализировать, находить достоверные источники.
ОПРЕДЕЛЯЕМ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ И КОМПЕНСИРУЕМ.
КАК ОЦЕНИТЬ КОММУНИКАТИВНОСТЬ И КАК ЕЕ РАЗВИВАТЬ?
Принципиально важно обращать внимание на то, как контактирует ребёнок со своими сверстниками и взрослыми. Чрезмерная робость может быть признаком неуверенности, вызывать затруднения с обозначением собственного мнения и его отстаиванием.
Для развития навыка общения детям нужные частые внешние контакты, основы делового общения, презентации и ораторского искусства. Школа в жизни ребенка должна представлять отличную коммуникативную базу. Поэтому в NGS особое внимание уделяется развитию коммуникации у детей через программу основного образования или специально разработанные упражнения и мероприятия.
КАК У РЕБЕНКА ИДЕТ ПРОЦЕСС РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ?
За простыми словами: обработка информации, анализ данных, логические выводы, сейчас стоит огромный поток поступающей информации и все меньшее количество единиц времени на работу с ней.
В качестве примера приведем подготовку ребенка к докладу (реферату). Почему на одну и ту же тему один ребенок дает скудный поверхностный материал, а другой делится с аудиторией емкими выводами на основе глубоко анализа?
Все дело в умении обрабатывать информацию. Очевидно, ребенок, способный отследить логику процесса и дать соответствующее заключение, владеет навыком работы с данными. И это большое преимущество. Одним из удачных методов его освоения у детей считается постоянное фоновое закрепление умения путем разбора, систематизации и анализа учебного материала. В творческой деятельности этот навык помогают развивать групповые исследования и индивидуальные задания для самостоятельного исполнения.
КАК БЫТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ИНТРОВЕРТ И СТОРОНИТСЯ КОЛЛАБОРАЦИИ СО СВЕРСТНИКАМИ?
Заметить в шумных группах детей, которые эмоционально ровны и беспристрастны к процессу, несложно. Для некоторых такое поведение – особенность психотипа, а для кого- то – последствия приобретенных социальных барьеров. Между тем, работа в команде (в будущем работа в коллективе) требует навыка продуктивного взаимодействия и распределения задач. Готовность сотрудничать значительно упрощает нашу жизнь во всех сферах, особенно в профессиональной деятельности. Исходя из этого, заостряем внимание на развитии этого навыка вместе с эмпатией, этичным поведением и здоровой реакцией на критику или успех.
ОТКУДА БЕРЕМ КРЕАТИВНОЕ И КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ?
Может ли ребёнок сходу предложить новую идею или иные варианты решения стандартной задачи? Как он с этим справляется?
Творческая среда, активная социальная деятельность в рамках школьных проектов и программ, живое взаимодействие в процессе спортивных мероприятий помогают детям научиться рассматривать мир сквозь призму своих мыслей и идей, пробовать себя в нем проявлять и не бояться собственных ошибок.
Благоприятная среда не только в школе, но и вне ее (семья и другое социальное окружение ребенка) имеет колоссальное в процессе всестороннего развития детей. Поэтому возможности для этого должны быть предоставлены как часть всего воспитательного процесса и дома, и в школе.
ЧТО ОБРЕТАЕТ СОВРЕМЕННЫЙ ВЫПУСКНИК С РАЗВИТЫМИ SOFT SKILLS?
Концентрируясь на развитии личностных качеств и способностей детей нового поколения, мы не зря выделили ТОП – 5 упомянутых компетенций. В совокупности эти навыки приносят детям комфорт и удовольствие уже от самого посещения школы. Ученики, основательно вовлеченные в школьную жизнь, раскрываются в интересном для них направлении: «Умнее!», «Сильнее!», «Ярче!».
Независимо от того, чем ребенок занят, он хочет хорошо говорить, уметь убеждать, дружить, повышать свою успеваемость и добиваться успехов. И он к этому идет тем путем, где успешно формируется его личность. Уверенного в себе и своих решениях человека.